За неделю до официальной отставки Барака Обамы администрация президента США поддержала спорный закон, согласно которому 16 американских спецслужб получат доступ к данным Национальной службы безопасности. Среди них – министерство обороны, береговая охрана, ЦРУ и ФБР, Агентство по борьбе с наркотиками и другие. Решение вызвало протесты правозащитников.
До сих пор Национальная служба безопасности имела право передавать информацию по запросу силовых ведомств, предварительно удалив персональные сведения непричастных к расследованию лиц и другие ненадлежащие данные.
Однако теперь сотрудники всех 16 ведомств получают доступ к необработанным данным, и уже сами должны будут решать, какие из них использовать в своей работе. Они получат личную переписку американцев и иностранных граждан, телефонные звонки и электронные письма, а также данные спутниковой коммуникации.
Правозащитники придерживаются другого мнения. Они считают, что силовики смогут без ордера следить за миллионами американцев в стране и за рубежом. Юрист Союза гражданских свобод Патрик Туми назвал этот законопроект подрывом принципов, защищающих неприкосновенность частной жизни. Он считает, что теперь неограниченное число силовиков получат доступ к мощной сети сбора данных НСБ.
В некоммерческом Фонде электронных рубежей, который занимается проблемами защиты данных в цифровую эпоху, заявили, что сведения, собранные для целей внешней разведки, теперь будут использоваться для преследования американских граждан.
«В ноябре мы направили официальное письмо президенту Обаме с просьбой обеспечить большую прозрачность и отчетность ведомств, имеющих доступ к разведданным. Однако до своей отставки президент так и не прислушался к нам», — сетуют в Фонде.
Ранее в 2014 году Барак Обама инициировал поправки, которые ограничивали возможности НСБ по обработке случайных данных, собранных в ходе слежки за гражданами. Причиной этому стали разоблачения беглого сотрудника НСБ Эдварда Сноудена. Принятый под занавес президентского срока Обамы законопроект во многом отменяет эти достижения.