ГОСТ для данных и почта как Большой Брат: Обзор новостей big data в апреле

Правительственный орган займется стандартизацией в сфере big data, «Почта России» пугает своей осведомленностью о личной жизни граждан, а белорусские школьники будут улучшать городскую среду при помощи технологий Smart City.

Представляем обзор новостей уходящего месяца.

Стандарты для big data

В апреле сразу несколько источников сообщили о планах по регулированию российской отрасли больших данных.

Сначала Росстандарт заявил об учреждении комитета, который займется разработкой стандартов сразу для трех технологических отраслей – big data, IoT и Smart City. В ведомстве придумали общее название для всех технологий – «Киберфизические системы». Видимо, так же будет называться и будущий госстандарт.

Все три отрасли являются чрезвычайно перспективными, но до сих пор оставались незарегулированными на государственном уровне. Росстандарт ставит целью, во-первых, утвердить национальные стандарты в этих отраслях, а во-вторых, лоббировать интересы российских разработчиков.

Сообщается, что в комитет по разработке стандарта вошли представители компаний «Ростелеком», «Газпром нефть», и АО «Ангстрем-Т» (производитель микросхем).

При этом, двумя неделями ранее, 3 апреля, «Коммерсант» сообщал о предстоящем создании саморегулируемой организации в области больших данных. По данным издания, несколько крупных телеком-операторов решили объединиться, чтобы самостоятельно, без участия государства, разработать правила игры в сфере big data.

Среди учредителей нового СРО называли тот же «Ростелеком», большую тройку «МегаФон», МТС, «Вымпелком», а также Mail.Ru Group и Яндекс. Часть из них уже подтвердили планы по созданию СРО.

«В последнее время мы видим тенденцию со стороны ряда чиновников по излишнему регулированию IT-отрасли, а некоторые эксперты, которым важно показать свою приближенность к власти, даже предлагают передать все пользовательские данные государству», — приводит «Коммерсант» слова источника, знакомого с ситуацией.

В любом случае, сразу две новости о планах по стандартизации отрасли за один месяц позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, явно возрос интерес к отрасли big data и возможностям ее применения в России. Во-вторых, наконец, появилось понимание, что big data – это новый IT-Клондайк, поэтому его стремятся застолбить как власти, так и крупнейшие компании.

«Почта России» собирает информацию о россиянах

«Почта России» в апреле отчиталась об итогах использования системы обработки больших данных. Технология была внедрена в компании в 2016 году.

Как сообщил портал TAdviser, за несколько месяцев почта собрала 3,5 петабайт информации с 40 тысяч отделений связи. Это данные о клиентах и транзакциях, информация о логистике и прочие сведения о работе почты в регионах.

С помощью анализа больших данных в «Почте России» рассчитывают повысить скорость и надежность отправлений. Например, планируется использовать уже существующую систему отслеживания посылок для оптимизации и ускорения маршрутов доставки. Платформа будет анализировать загруженность дорог, объем и количество посылок, и при необходимости корректировать промежуточные точки приема и отправления.

В сообщении «Почты России» есть и, прямо сказать, пугающие перспективы использования больших данных. Госкомпания прямо заявляет, что собрала подробную информацию о 60 миллионах российских семей – их адреса, возраст, наличие детей, автомобиля, социальное положение, увлечения и прочее. Эту информацию оператор намерен использовать в своих пока не совсем ясных целях.

«Почта» знает, кто покупает товары через интернет и что покупают, так как через «Почту» проходит 40% всех доставок интернет-магазинов в России. Все это позволяет использовать в полной мере популярную сейчас стратегию привлечения клиентов data driven marketing. Обладая детальными данными о наших клиентах, «Почта России» отправляет потребителям только нужную информацию», — приводит TAdviser слова источника.

В Беларуси объявлен конкурс молодежных проектов big data

Студентам и школьникам Беларуси предложили создать проекты в области больших данных, открытых данных и Интернета вещей.

Конкурс организован Форумом по управлению интернетом Belarus IGF-2017. Участники могут предложить проекты в любой из отраслей или на их стыке. Проекты должны быть направлены на улучшение городской среды и туристической инфраструктуры.

«Подробно описывать этапы реализации не обязательно. Но очень важно обозначить цель, ожидаемый результат, вклад в городскую среду, а также описать, какие из заявленных технологий big data, open data или IoT необходимы для его реализации», — сообщают организаторы конкурса.

Все проекты должны иметь потенциал к реализации в существующих условиях. Причем не только в Минске, но и в других городах и регионах Беларуси. Заявки принимаются до 10 мая. Главный приз – круизный тур по странам Прибалтики.