Искусственный интеллект, который пишет музыку

Лондонский стартап Jukedeck разработал искусственный интеллект, который создает музыкальные композиции, неотличимые от написанных живыми композиторами. Разработчики научили нейронные сети на основе анализа десятков тысяч фрагментов музыки компилировать оригинальные треки в разных жанрах.

Стартап был основан в 2014 году и привлек $3,1 млн инвестиций. В команде трудятся 20 разработчиков.

Это аудио состоит из двух фрагментов, один из которых написан машиной, другой — человеком.

Шарманка с нейронной сетью

Основатель Jukedeck — профессиональный композитор Эд Ньютон-Рекс — говорит, что создать полноценный творческий искусственный интеллект возможно.

«Еще в университете я задумался над тем, почему компьютеры не могут писать музыку. Мне казалось, что это принципиально возможно. Но главное, мне было интересно: если такое возможно, то что это значит?.. В Гарварде я встречался с девушкой, которая изучала информатику. Вместе мы пошли на вводную лекцию по искусственному интеллекту. Тогда я и понял, что могу сделать нечто подобное», — рассказал Ньютон-Рекс в интервью изданию The Next Web.

Вскоре будущий основатель Jukedeck создал первый прототип ИИ-композитора и получил университетский грант для дальнейшей работы.

FT
Эд Ньютон-Рекс (основатель Jukedeck) и Патрик Стобб (операционный директор, справа). Источник фото: ft.com

На конференции Slush в Хельсинки в 2016 году Ньютон-Рекс представил нынешний вариант программы Jukedeck. По словам разработчика, алгоритм отличается от всех машинных компиляторов музыки прошлых лет именно использованием нейронных сетей.

Для того, чтобы «привить» нейронным сетям чувство музыкального вкуса, разработчики дают послушать тысячи образцов музыки. На их основе программа создает свои фрагменты, которые затем оцениваются командой стартапа, состоящей из профессиональных композиторов. Они дают программе обратную связь, указывая хорошие и плохие фрагменты. На основе оценок алгоритм учится дальше.

«Метод работает, поскольку алгоритм до сих пор находится на ранней стадии развития, и мы добиваемся больших изменений даже без применения тонкой настройки», — говорит Ньютон-Рекс.

С другой стороны, музыку, написанную программой Jukedeck, оценивают пользователи. Качество той или иной композиции определяют по количеству скачиваний треков, выложенных в открытом доступе.

 

Эволюция машинной музыки

Эд Ньютон-Рекс утверждает, что Jukedeck создает музыку не так, как это делают эволюционные системы. При эволюционной системе отбираются лучшие образцы музыки машинной компиляции, затем программа играет их с небольшими вариациями, и снова отбираются лучшие. В Jukedeck ключевой момент — обучение.

Первые эксперименты с искусственной музыкой проводились еще в 1950-х годах. Лежарен Хиллер и Леонард Исааксон создали подобие искусственного интеллекта, которое написало музыкальную пьесу на основе существующих фрагментов. Композиция получила название Iliac Suite.

Другой подход в написании искусственной музыки заключается в анализе грамматики. Иными словами, анализируется иерархическая структура музыки, на основе которой пишется пьеса. Среди прочих такой подход практиковал Дэвид Коуп. Он запатентовал идею «рекомбинантности», которая привела к созданию искусственного интеллекта, анализирующего предыдущие фрагменты музыки и пишущего на их основе новые.

 

Другие авторы использовали принцип «цепи Маркова» – последовательности, в которой каждое следующее событие определяется предыдущим. На основе этого принципа был создан алгоритм Continuator («Продолжатель»), который может продолжить композицию за пианистом с любого места.

 

Уже упомянутый эволюционный принцип используется, например, в сервисе DarwinTunes. В этом проекте любой желающий может выбрать из предложенных треков наилучший и, таким образом, сделать свой вклад в «естественный отбор» композиций, написанных программой.

 

Армия электронных Моцартов

Главный вопрос, который поднимает разработка Ньютона-Рекса, – возможна ли полная замена профессиональных композиторов машинным интеллектом? По мнению самих представителей профессии, о полноценном творчестве компьютера пока говорить рано. Но в отдельных сферах, например, в написании музыки для игр и рекламы, это уже реально.

Композитор Дмитрий Лифшиц, прослушав несколько треков, написанных Jukedeck, оценил их уровень:

«Электронные треки звучат нормально. В роковых композициях гитары звучат плохо. Все какое-то синтетическое. Но для тех, кому нужна только фоновая музыка, вполне приемлемо. Конечно, рекламные агентства вряд ли купят такую музыку, но для подложки на видеоролики в YouTube сойдет».

Он согласен с тем, что в конце концов программы вытеснят людей с рынка производства музыки для рекламы, видеоигр и телевидения. Коммерческим композиторам придется искать себе другие ниши.

Композитор Олександр Игнатов категорично называет аудиотреки, созданные ИИ, решением «в духе фаст-фуда» для тех, кто привык потреблять музыку быстро и за дешево:

«Только человек с высоким уровнем образования и специальной подготовкой может создать нечто стоящее. Я не представляю, что искусственный интеллект когда-либо сможет написать музыку для большого кино, чтобы мурашки по коже бегали. Это то, что не под силу никакой машине».

 

По словам Ньютона-Рекса, его разработка не имеет цели потеснить настоящих композиторов и тем более лишить их заработка. Программы для создания музыки лишь сделают творчество более доступным, музыку – более индивидуальной, говорит разработчик. Ведь со временем любой желающий сможет написать трек по настроению или по случаю, руководствуясь своими предпочтениями, а не чьим-то плейлистом или выбором радиостанций.