Почему американские футболисты боятся новой формы от Nike

Футбольная команда Мичиганского университета открыла сезон 2016-2017, выйдя на поле в новой форме от Nike. В ней спрятаны пульсометры, GPS-трекеры и другие приборы, которые позволяют собирать данные о спортсменах. Можно оценивать скорость, пройденные дистанции, высоту прыжков, владение мячом, пульс, температуру тела, потоотделение и другое. Казалось бы, обычные технологии, которыми пользуются тысячи других спортсменов. Но именно этот случай вызвал бурную полемику в спортивном сообществе.

Новая форма — плод контракта между Мичиганским университетом и компанией Nike. Дело в том, что соглашение позволяет Nike собирать всеобъемлющие данные о спортсменах и использовать их по своему усмотрению — например, для создания безопасного инвентаря. Ни одна американская команда раньше такого не позволяла.

Источник фото
В США работают и другие компании, которые помогают спортсменам анализировать показатели. Например, австралийская Catapult. Но она, в отличие от Nike, не забирает данные на свои сервера: всё принадлежит команде и только ей.

Эксперты, привлеченные New York Times, переживают, будут ли соблюдаться интересы молодых игроков. Дело в том, что у университетских футболистов, как у начинающих спортсменов, пока что нет рычагов воздействия на такие сделки. Правозащитники указывают на то, что в принципе нет таких соглашений между университетом и футбольной командой, которые передавали бы вузу права на продажу показателей игроков.

Источник изображения
В самом контракте написано, что данные должны быть анонимизированы, а работа с ними — вестись согласно применимым законам. Но это не отменяет угрозы кражи информации. А если показатели удастся сопоставить с некоторыми спортсменами — это будет угрожать их карьере. Откуда игрокам взять уверенность, что данные не попадут в НФЛ (Национальную футбольная лигу США)?

«Если у кого-то есть нужные инструменты — а мы не говорим о дорогих приборах — он перехватит данные спортсменов», — считает Кристин Саблетт (Christine Sublett), консультант по информационной безопасности. — «В ставках на спорт, например, крутятся большие деньги. А значит, найдутся люди, которые захотят получить информацию о способностях футболистов».

Представитель Nike Джош Бенедек (Josh Benedek) пытается успокоить спортсменов тем, что компания давно собирает данные и пока что случаев утечки не было.

В университете утверждают, что контракт соблюдает интересы и самого вуза, и спортсменов. Например, есть пункт о том, что данные можно использовать только с одобрения университета. Но договор с Nike неоднозначный. Например, он ограничивает сбор данных о пульсе, но ничего не говорит о температуре тела или потоотделении.

Несмотря на критику, Мичиганский университет не отказался от контракта. Nike заплатит за данные спортсменов $170 миллионов — это самая крупная сделка в истории университетского спорта. Вуз обязался передавать показатели в течение 10 лет.